Есть светильники, которые при рождении имеют массу восторженных поклонников, но спустя годы уходят в тень, переставая соответствовать стремительно меняющемуся времени. Однако в мире светодизайна можно найти такие уникальные экземпляры, история которых не просто не прекращается, а, наоборот, имеет продолжение, зачастую не менее интересную, чем в начале жизни. Таким светильником, без сомнения, является знаменитый «Артишок».

Этот чудесный и однозначно новаторский осветительный прибор вырос в далеком уже 1958 году в датском Копенгагене. Подумать только: прошло уже 60 лет, а творение великого мастера светодизайна Поула Хеннингсена (Poul Henningsen) по-прежнему волнует людей, рождает новые идеи и не перестает быть предметом интерьера, о котором мечтают покупатели.

Долгий путь начинается с первого шага

Оригинальные светильники были специально изготовлены для копенгагенского ресторана Langelinie Pavillonen. Кстати, первые 8 светильников и сегодня украшают интерьер ресторана, а каждый путешественник, посетивший Данию, может увидеть настоящий «Артишок» от мастера.

В 1958 году этот светильник называли не «артишоком», а «шишкой» (в переводе с датского – Kogle) – PH Kogle. В 2008 году он был переименован из PH Kogle в PH Artichoke

Считается, что над созданием светильника дизайнер трудился всего три месяца. Возможно. Хотя исследователи творчества Поула Хеннингсена говорят о том, что путь, проделанный от его первого светильника до «Артишока», намного длиннее. Мастер упорно стремился не создать прибор для освещения, а передать с помощью него саму философию света.

Идея, вдохновленная светом

По моему мнению, от осветительных приборов нужно добиваться именно того, чтобы они соответствовали времени суток, когда ими пользуются. И были приближены к свету огня. Поул Хеннингсон

Живой огонь имеет магическое воздействие на человека: огонь свечи или костра никак не сравнится со светом электрической лампочки. Он дарит ощущение тепла, уюта, домашней расслабляющей обстановки. И Поул Хеннингсен создал светильник с искусственным светом, который придавал помещению уют.

История, рожденная мастером

Люстра Artichoke – венец творений мастера. Она состоит из 12 металлических обручей-направляющих, на которых под разными углами в шахматном порядке закреплены 72 лепестка: на каждом по шесть штук. Конструкция отличается строгой продуманностью и выверенностью, ее трудно повторить технически: грубые китайские подделки – пародия на оригинальный светильник. Но отличить их от оригинала очень просто: достаточно проверить, можете ли вы увидеть источник освещения или нет. В настоящем «Артишоке» этого невозможно сделать с любого ракурса.

 Компания Louis Poulsen, которая выпускала модели Хеннингсена, каждое творение мастера сопровождало его инициалами — PH

Металл, изначально предназначавшийся для лепестков, – сталь и медь. Позже появились белые люстры. Затем к ним добавились светильники с лепестками из стекла. К 50-летнему юбилею выпущено 50 люстр, медные лепестки которых были покрыты 24-каратным золотом. Люстры выпускаются в разных размерах – 480, 600, 720, 840 мм в диаметре, подобрать можно для помещений разной площади.

Преображение от светильника к арт-объекту

Статус светильника-легенды «Артишоку» придает не только технология, но и внешний вид. По задумке заказчика, люстра должна была стать неким арт-объектом и украшать помещение даже в выключенном состоянии. Дизайнеру удалось это. В форме светильника можно увидеть и распустившийся артишок, и хвойную шишку, и даже космический корабль с лопастями солнечных батарей. Ну а когда включается лампочка, вы видите легкий, воздушный, словно нарисованный светом светильник. Ваше жилище становится уютным, и цель мастера – «украсить дом тех, кто там живет, сделать вечер спокойным и расслабляющим» – достигнута.

Арт-объект, который не теряет своей актуальности даже спустя многие годы

Вдохновение оригиналом

Казалось бы, прошло много лет и на место «Артишока» уж явно должны были прийти другие светильники. Они, конечно, пришли, но не на смену ему, а в дополнение, потому что стремление к теплоте и уюту – вещь непреходящая и светодизайнеры нового поколения тоже творят образцы, соответствующие этим понятиям.

Классика по-разному воздействует на людей. Кто-то откровенно подделывает Artichoke, выдавая его за оригинальную продукцию компании Louis Poulsen, кого-то она вдохновляет на создание собственных высокохудожественных и оригинальных произведений. Чешуйчатую или лепестковую технологию можно встретить в творениях разных мастеров сегодняшнего дня.

MARSET A620-036 DISCOCO – один из самых романтичных воплощений «Артишока»

Эта люстра компании Marset родом из Испании. Ее создал дизайнер Christophe Mathieu. По форме она напоминает нераскрывшийся бутон. Так же как «Артишок», светильник рождает ощущение легкости и воздушности, а вместе с ними – романтики и уюта.

Вариация шедевра Поула Хеннингсена в светильниках Aloe от Jeremy Cole

Светильники из… костяного фарфора в форме орхидей, алоэ, белого льна создает дизайнер Джереми Коул (Jeremy Cole). Красота, элегантность, изысканное мастерство, а главное – равномерно распределенный мягкий льющийся свет – отличительные особенности стиля мастера из Новой Зеландии.

Даже из газет, карт или старых журналов можно сделать светильники, напоминающие по стилю «Артишок». Как делает, например, дизайнер Аllison Patrick, идущий по пути экодизайна

А еще в этом году вышла приятная классика на новый лад в лимитированной коллекции от Louis Poulsen – PH Septima. Сделанная из прозрачного стекла, с чередующимися прозрачными и матовыми полями, этот светильник позволяет быть свету более рассеянным. Кроме того, сверху находится аккуратная круглая стеклянная чашка, чтобы защитить источник освещения от пыли.

PH Septima станет прекрасным дополнением как для загородного дома, так и для ресторана

Все эти и аналогичные модели – лишнее подтверждение истины: классика всегда жива. Легенда от Поула Хеннингсона – светильник «Артишок» – и сегодня будоражит умы светодизайнеров. А вы можете прикоснуться к искусству уже сегодня и приобрести шедевр в свой дом.