Презентация светильника Radio Lamp дизайнера Яна Бигацци
24.06.2019
20 июня в салоне СВЕТИЛЬНИКИ на Малой Ордынке 39/1 состоялась презентация светильника Radio Lamp дизайнера Яна Бигации (Jan Bigazzi). Ян начал свой рассказ с небольшой предыстории.
В 1963 году была выпущена марка, и на ней было изображено лицо Шухова. Владимир Шухов родился в царские времена, учился в Политехническом институте в Санкт-Петербурге, и умер в 1939 году в Советском Союзе.

Владимир Шухов является пионером в области архитектуры, а также автором первых гиперболоидных башен. В 1896 году была построена первая гиперболоидная башня в Нижнем Новгороде для XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки. Здесь были представлены удивительные технические новинки: первый в России электрический трамвай, первый в мире радиоприёмник Александра Попова, первый русский автомобиль конструкции Евгения Яковлева и Петра Фрезе и многое другое. Из гиперболоидных конструкций существовали еще высоковольтные башни, для проведения электричества через реку Ока. Шухов также был первым автором натяжных конструкций из железобетона, мембранных конструкций. Еще он создатель первого металлического каркаса с двойной кривизной (металлургический завод). В Москве можно любоваться работами Шухова такими, например, как крыша Киевского вокзала, Пушкинский музей, ГУМ.

Башня Шухова была построена в 1920-22 годах. начальный проект был изменен, так как было военное время, требовалась сталь для изготовления оружия, поэтому в итоге получился немного сокращенный проект. Иногда гиперболоид ассоциируется с мощными трубами заводов, но на самом деле эта форма часто встречается в современной архитектуре (например, телевизионная башня в Китае и Японии). Основная сложность применения таких конструкций в жилой архитектуре - в ее округлой поверхности, поэтому очень сложно выполнить фасад. Но есть успешные решения в мире – центр BMW в Германии, башня Нормана Фостера в Лондоне.

Как строится такая конструкция: это прямолинейные стержни и два кольца (верхнее и нижнее) и создается конус, затем происходит поворот верхнего кольца. Таким образом, стержни наклоняются, создается поверхность с двойной кривизной. За счет этого вращения несущая способность и жесткость конструкции увеличиваются.
Как родился проект Radio Lamp
Дизайнера Яна Бигацци пригласила российская производственная компания Латунная Мастерская, которая хотела разработать светильник. Ян посчитал, что для российского производителя можно использовать элемент из российской культуры. Идея применения формы башни с игрой масштаба, с функциональностью, достижениями технологий и стильного дизайна начала приобретать форму в виде светильника. Объект дизайна венчала лампа «на башне».

Чтобы предмет был логичным и приемлемым родилась идея создания торшера с возможностью разных конфигураций: с источником света, с абажуром, с отраженным светом. Но основная идея состояла в том, чтобы модуль можно было разобрать на элементы, чтобы таким образом можно было играть. Это дает определенное удобство в упаковке, а также напоминает концепцию русской матрешки. Из модулей можно собирать торшеры разной высоты, настольные лампы и другие элементы интерьеров – основание для стола, кофейные столики, пуфики.

