+7 (495) 648-96-96

салон

+7 (495) 228-83-08

интернет-магазин

+7 (916) 986-56-57

Бесплатная парковка

+7 (495) 648-96-96

салон

+7 (495) 228-83-08

интернет-магазин

Итоги дискуссии Light Talks "Русский взгляд на предметный светодизайн"

18.05.2018
В рамках Light Talks на М. Ордынке, 39 обсудили русский предметный светодизайн.

15 мая в cалоне «СВЕТИЛЬНИКИ» на Малой Ордынке, 39 состоялась дискуссия, в рамках которой дизайнер Ольга Подольская, светодизайнер Наталья Маркевич, представитель компании GLASSBURG Евгений Богомазов и креативный директор салона «СВЕТИЛЬНИКИ» Константин Прокопенко обсудили истоки, тренды, проблемы и перспективы развития русского светодизайна, выделили знаковые российские фабрики и предметных светодизайнеров. Спикеры также задались вопросом, каким бы мог стать русский светильник и что служит вдохновением для русских дизайнеров.

Дискуссия стала второй в рамках цикла Light Talks на М. Ордынке, 39, посвященного теме светодизайна.

Light Talks на М. Ордынке, 39. Русский взгляд на предметный светодизайн

Константин Прокопенко, креативный директор салона «Светильники» на Малой Ордынке, 39 рассказал об исторических особенностях российского промышленного дизайна в области освещения. В числе прочего он поделился историей популярности зеленых ламп, получивших известность не только России, но и за рубежом, а также выделил характерные черты светодизайна эпох конструктивизма и советского модернизма: «Появление конструктивизма, для которого характерно много естественного освещения в зданиях – очень важно, поскольку на тот момент обилие света выступало в качестве метафоры «взгляда в светлое будущее». Поэтому вполне естественно, что и освещение от световых предметов должно быть ровное и яркое. Первостепенную задачу играла функция: светильники становились простыми, без декоративных элементов, чаще с матовым стеклом».

Константин Прокопенко заметил, что редким случаем удачного возрождения традиций конструктивизма в современном предметном дизайне в области освещения стало появление новой коллекции светильников и мебели Radio Lamp: «Radio Lamp – уменьшенная копия Шуховской башни, модульный светильник и предмет мебели, разработанный «Латунной мастерской» и итальянским дизайнером Яном Бигацци. Это один из немногих примеров, когда современное освещение имеет отсылку к русскому направлению, в данном случае к авангарду и конструктивизму».

Советский модернизм, конструктивизм, авангард, ар-деко, русский балет, русские художники: Казимир Малевич, Иван Билибин – это только небольшая часть воодушевляющих дизайнеров направлений и персоналий.

Наталья Маркевич, практикующий светодизайнер, куратор курса «Световой дизайн» школы МАРШ провела краткий экскурс в историю светодизайна, а также сделала обзор наиболее знаковых российских дизайнеров и фабрик.

Обращаясь к истории русского предметного дизайна светильников, Наталья Маркевич рассказала, что прообразом современных светильников – люстр на Руси послужили церковные паникадила, изначально рассчитанные для свечей или масла, и позже приспособленные для электрического освещения, при этом сохранившие дух и образ свечного освещения.

Light Talks на Малой Ордынке 39, Наталья Маркевич

Важным этапом развития светового предметного дизайна стало направление ар-деко. По словам Натальи Маркевич «у России всегда был свой путь, и отсутствие масштабного серийного производства декоративных светильников является одной из характерных черт этого пути. Едва ли не единственная причина, по которой в стране сохранились примеры удачного предметного дизайна светильников – это архитекторы, которые проектировали светильники как часть пространства. Яркий пример, особняк Рябушинского, в котором сохранились оригинальные светильники лишь потому, что они часть архитектуры, их невозможно убрать из пространства, по сути, само пространство невозможно представить без них».

В качестве особого примера Наталья выделила светильники, сохранившиеся в московском метро – это настоящий каталог, в котором есть образцы комплексного проектирования: «В метро был применен тотальный подход к проектированию, то к чему сейчас стремятся во всем мире. Архитектор отвечал и за конструктив станции, и за декорирование, и за общий световой образ станций. Удивительно, что для оснащения станций также не использовались «серийные» светильники или силы заводов производителей осветительного оборудования, а, напротив, в 40–е годы был организован специальный цех, который занимался литьем и созданием осветительной арматуры специально для метро».

Наталья Маркевич также составила обзор наиболее ярких российских дизайнеров. В их числе: знаменитый Дима Логинов и его светильники Curl My Light, Amourette, Tornado, Nostalgia для Studio Italia Design; Fedora, Mountain View для AXO Light; Memoria для EviStyle; Siren для Preciosa; Екатерина Елизарова с коллекциями навесных светильников для компании Bosa – Chapiteau и Fire Born и т.д.; Екатерина Копытина, молодой промышленный дизайнер, автор светильников Milto, предназначенных для часто переезжающих молодых людей, Moroshka, созданного в минималистичном стиле и, ставшего успешным на международном рынке Light Beans; промышленные дизайнеры, архитекторы Александр и Елена Мукомеловы, придумавшие светильник Shark Lamp для Moree; дизайнер Екатерина Семенова и ее светильник Gloam Light, передающий красоту рассветных и закатных часов и др.

Наталья Маркевич особо отметила несколько студий, среди которых Wishnya (от англ. желать, мечтать) из Екатеринбурга, создатель которой пришел к работе со светильниками, вдохновившись идеей взаимодействия перфорированного картона и света. Студия WoodLED создает на первый взгляд простые светильники из дерева. Однако компания уделяет внимание взаимодействию формы, света и перфорации и создает интересные варианты.
Компания Bezhko, созданная в 2012 году, одна из немногих российских студий не пытается делать абажуры с патронами, а сразу работает с новыми технологиями, размерами и преимуществами светодиодов и создает потрясающие паутины из света и проволоки.
Одна из сложностей работы предметного дизайнера в России – это процесс производства светильников. Большинство российских дизайнеров предпочитают взаимодействовать с зарубежным производством. Дизайнер Ольга Подольская рассказала, что итальянское производство имеет больше технических возможностей, оперативно предоставляет сертификаты, достоинством является и соблюдение авторских прав, большее уважение к дизайнеру.

Производство в России осложняется и тем, что здесь изделия создаются одним предприятием, по этой причине разработка светильника на заказ занимает слишком много времени. В Европе функции предприятий разделены: стекло создают одни, детали – другие, затем на большом складе происходит сборка, за счет этого механизма во много раз снижается себестоимость.

Light Talks на М. Ордынке, 39. Русский взгляд на предметный светодизайн

Ольга Подольская поделилась новыми разработками и вдохновляющими образами: «Сейчас в работе находятся светильники, которые основаны на образах шпилей сталинских высоток. Поскольку сталинский ампир базировался на ар-деко, высотки являются следствием этого большого направления, которое заняло свое место в истории, как отдельное архитектурное явление».

Light Talks на Малой Ордынке 39, GLASSBURG и Константин Прокопенко

Евгений Богомазов, представитель компании GLASSBURG – российского производителя светильников и предметов интерьера из художественного стекла, рассказал об истории и эстетике фабрики. На сегодняшний день она выпускает около 400 изделий в месяц, а в этом январе продукция GLASSBURG была представлена на Maison & Objet. Возникла же мануфактура три года назад в Санкт-Петербурге благодаря энтузиазму основателей, один из которых - Антон Яшигин, генеральный директор GLASSBURG, выпускник Академии им. А.Л. Штиглица и некогда художник по формам на Императорском фарфоровом заводе. Слоган GLASSBURG – «стекло бесконечно», и он проявляется во всем – не только в типологии производимых изделий и возможности их кастомизации, но и в эстетической философии бренда: «в компании стекло воспринимают как стихию, которую не хочется останавливать». Авторы раскрывают все возможности этого материала еще и благодаря мастерству стеклодувов, которых находят по всей стране», – уточнил Евгений Богомазов. На художественных советах рождаются новые проекты светильников и ваз, и каждый из них получает характерное название. Так, например, светильник VODOPAD ("Водопад") получил такое имя, поскольку авторы увидели в нем поток воды, внезапно застывший; светильник MAHAÏ ("Махай") называется так, потому что в процессе его производства стеклодув буквально отмахивает раскаленное стекло, которое сгибается в воздухе как шелк; в образе ULEÏ ("Улей") же есть что-то от тонкого плетения гнезда осами. Евгений Богомазов также подчеркнул, что фабрика с удовольствием сотрудничает с Салоном «СВЕТИЛЬНИКИ», и это чувство взаимно: «Чуть больше года назад мы приехали в Москву с нашими первыми образцами светильников, и сразу же целенаправленно пришли в Салон «СВЕТИЛЬНИКИ» на М.Ордынке, 39, поскольку этот Салон имеет большую историю и отменный вкус. После знакомства представители Салона забрали у нас всю эту партию на реализацию».

На этой оптимистичной ноте по завершению разговора Константин Прокопенко, креативный директор салона «Светильники» на Малой Ордынке, 39, провел экскурсию для гостей мероприятия, показав представленные в Салоне светильники фабрики GLASSBURG.

Light Talks на Малой Ордынке 39, Наталья Маркевич и Ольга Подольская


Light Talks на Малой Ордынке 39, Константин Прокопенко и Евгений Богомазов


Light Talks на Малой Ордынке 39, Русский взгляд на предметный светодизайн


Light Talks на Малой Ордынке 39, Русский взгляд на предметный светодизайн


Light Talks на Малой Ордынке 39, Русский взгляд на предметный светодизайн



Назад к списку новостей
close
close
close
close