В рамках Light Talks на М. Ордынке, 39 обсудили русский предметный светодизайн.
15 мая в
cалоне «СВЕТИЛЬНИКИ» на Малой Ордынке, 39 состоялась дискуссия, в рамках которой
дизайнер Ольга Подольская, светодизайнер Наталья Маркевич, представитель компании GLASSBURG Евгений Богомазов и креативный директор салона «СВЕТИЛЬНИКИ» Константин Прокопенко обсудили истоки, тренды, проблемы и перспективы развития русского светодизайна, выделили знаковые российские фабрики и предметных светодизайнеров. Спикеры также задались вопросом, каким бы мог стать русский светильник и что служит вдохновением для русских дизайнеров.
Дискуссия стала второй в рамках цикла Light Talks на М. Ордынке, 39, посвященного теме светодизайна.
Константин Прокопенко, креативный директор салона «Светильники» на Малой Ордынке, 39 рассказал об исторических особенностях российского промышленного дизайна в области освещения. В числе прочего он поделился историей популярности зеленых ламп, получивших известность не только России, но и за рубежом, а также выделил характерные черты светодизайна эпох конструктивизма и советского модернизма: «Появление конструктивизма, для которого характерно много естественного освещения в зданиях – очень важно, поскольку на тот момент обилие света выступало в качестве метафоры «взгляда в светлое будущее». Поэтому вполне естественно, что и освещение от световых предметов должно быть ровное и яркое. Первостепенную задачу играла функция: светильники становились простыми, без декоративных элементов, чаще с матовым стеклом».
Константин Прокопенко заметил, что редким случаем удачного возрождения традиций конструктивизма в современном предметном дизайне в области освещения стало появление новой коллекции светильников и мебели Radio Lamp: «Radio Lamp – уменьшенная копия Шуховской башни, модульный светильник и предмет мебели, разработанный «Латунной мастерской» и итальянским дизайнером Яном Бигацци. Это один из немногих примеров, когда современное освещение имеет отсылку к русскому направлению, в данном случае к авангарду и конструктивизму».
Советский модернизм, конструктивизм, авангард, ар-деко, русский балет, русские художники: Казимир Малевич, Иван Билибин – это только небольшая часть воодушевляющих дизайнеров направлений и персоналий.
Наталья Маркевич, практикующий светодизайнер, куратор курса «Световой дизайн» школы МАРШ провела краткий экскурс в историю светодизайна, а также сделала обзор наиболее знаковых российских дизайнеров и фабрик.
Обращаясь к истории русского предметного дизайна светильников, Наталья Маркевич рассказала, что прообразом современных светильников – люстр на Руси послужили церковные паникадила, изначально рассчитанные для свечей или масла, и позже приспособленные для электрического освещения, при этом сохранившие дух и образ свечного освещения.
Важным этапом развития светового предметного дизайна стало направление ар-деко. По словам Натальи Маркевич «у России всегда был свой путь, и отсутствие масштабного серийного производства декоративных светильников является одной из характерных черт этого пути. Едва ли не единственная причина, по которой в стране сохранились примеры удачного предметного дизайна светильников – это архитекторы, которые проектировали светильники как часть пространства. Яркий пример, особняк Рябушинского, в котором сохранились оригинальные светильники лишь потому, что они часть архитектуры, их невозможно убрать из пространства, по сути, само пространство невозможно представить без них».
В качестве особого примера Наталья выделила светильники, сохранившиеся в московском метро – это настоящий каталог, в котором есть образцы комплексного проектирования: «В метро был применен тотальный подход к проектированию, то к чему сейчас стремятся во всем мире. Архитектор отвечал и за конструктив станции, и за декорирование, и за общий световой образ станций. Удивительно, что для оснащения станций также не использовались «серийные» светильники или силы заводов производителей осветительного оборудования, а, напротив, в 40–е годы был организован специальный цех, который занимался литьем и созданием осветительной арматуры специально для метро».
Наталья Маркевич также составила обзор наиболее ярких российских дизайнеров. В их числе: знаменитый
Дима Логинов и его светильники Curl My Light, Amourette, Tornado, Nostalgia для Studio Italia Design; Fedora, Mountain View для AXO Light; Memoria для EviStyle; Siren для Preciosa; Екатерина Елизарова с коллекциями навесных светильников для компании Bosa – Chapiteau и Fire Born и т.д.;
Екатерина Копытина, молодой промышленный дизайнер, автор светильников Milto, предназначенных для часто переезжающих молодых людей, Moroshka, созданного в минималистичном стиле и, ставшего успешным на международном рынке Light Beans; промышленные дизайнеры, архитекторы
Александр и Елена Мукомеловы, придумавшие светильник Shark Lamp для Moree; дизайнер
Екатерина Семенова и ее светильник Gloam Light, передающий красоту рассветных и закатных часов и др.
Наталья Маркевич особо отметила несколько студий, среди которых
Wishnya (от англ. желать, мечтать) из Екатеринбурга, создатель которой пришел к работе со светильниками, вдохновившись идеей взаимодействия перфорированного картона и света. Студия
WoodLED создает на первый взгляд простые светильники из дерева. Однако компания уделяет внимание взаимодействию формы, света и перфорации и создает интересные варианты.
Компания
Bezhko, созданная в 2012 году, одна из немногих российских студий не пытается делать абажуры с патронами, а сразу работает с новыми технологиями, размерами и преимуществами светодиодов и создает потрясающие паутины из света и проволоки.
Одна из сложностей работы предметного дизайнера в России – это процесс производства светильников. Большинство российских дизайнеров предпочитают взаимодействовать с зарубежным производством. Дизайнер
Ольга Подольская рассказала, что итальянское производство имеет больше технических возможностей, оперативно предоставляет сертификаты, достоинством является и соблюдение авторских прав, большее уважение к дизайнеру.
Производство в России осложняется и тем, что здесь изделия создаются одним предприятием, по этой причине разработка светильника на заказ занимает слишком много времени. В Европе функции предприятий разделены: стекло создают одни, детали – другие, затем на большом складе происходит сборка, за счет этого механизма во много раз снижается себестоимость.
Евгений Богомазов, представитель компании GLASSBURG – российского производителя светильников и предметов интерьера из художественного стекла, рассказал об истории и эстетике фабрики. На сегодняшний день она выпускает около 400 изделий в месяц, а в этом январе продукция GLASSBURG
была представлена на Maison & Objet. Возникла же мануфактура три года назад в Санкт-Петербурге благодаря энтузиазму основателей, один из которых - Антон Яшигин, генеральный директор GLASSBURG, выпускник Академии им. А.Л. Штиглица и некогда художник по формам на Императорском фарфоровом заводе.
Слоган GLASSBURG – «стекло бесконечно», и он проявляется во всем – не только в типологии производимых изделий и возможности их кастомизации, но и в эстетической философии бренда: «в компании стекло воспринимают как стихию, которую не хочется останавливать». Авторы раскрывают все возможности этого материала еще и благодаря мастерству стеклодувов, которых находят по всей стране», – уточнил Евгений Богомазов. На художественных советах рождаются новые проекты светильников и ваз, и каждый из них получает характерное название. Так, например, светильник VODOPAD ("Водопад") получил такое имя, поскольку авторы увидели в нем поток воды, внезапно застывший; светильник MAHAÏ ("Махай") называется так, потому что в процессе его производства стеклодув буквально отмахивает раскаленное стекло, которое сгибается в воздухе как шелк; в образе ULEÏ ("Улей") же есть что-то от тонкого плетения гнезда осами. Евгений Богомазов также подчеркнул, что фабрика с удовольствием сотрудничает с Салоном «СВЕТИЛЬНИКИ», и это чувство взаимно: «Чуть больше года назад мы приехали в Москву с нашими первыми образцами светильников, и сразу же целенаправленно пришли в Салон «СВЕТИЛЬНИКИ» на М.Ордынке, 39, поскольку этот Салон имеет большую историю и отменный вкус. После знакомства представители Салона забрали у нас всю эту партию на реализацию».
На этой оптимистичной ноте по завершению разговора
Константин Прокопенко, креативный директор салона «Светильники» на Малой Ордынке, 39, провел экскурсию для гостей мероприятия, показав представленные в Салоне светильники фабрики
GLASSBURG.