Роберт Ирвин – один из основателей направления «Свет и Пространство» (Light and Space). Работая с потоком естественного света, добавляя искусственный свет в различные объекты или забавляясь со светом с использованием прозрачных, полупрозрачных или отражающих материалов, представители направления стремились создать у зрителей определенные переживания и эмоции.

Ирвин давно и ярко вписал свое имя в историю мирового искусства, но продолжает творить и сегодня, удивляя творческой свободой и мощью таланта. Роберт родился в 1928 году, творческий путь начал художником, а сегодня знаменит как создатель инсталляций мирового уровня, обладающих настолько сильным воздействием, что равнодушным не остается никто. Давайте познакомимся с ним поближе.

Роберт Ирвин

Знакомьтесь – Роберт Ирвин

Раздвигая границы искусства

Роберт Ирвин – сторонник теории эмпиризма. Одно из самых известных его утверждений: «Мы знаем о том, что небо голубое, еще до того, как понимаем смысл слова «голубой» и уж тем более «небо». Опыт, чувственное познание, восприятие – вот основные киты, на которых художник строил свое искусство.

К созданию инсталляций Ирвин шел постепенно: сначала, в 50-х годах прошлого века, когда еще был живописцем, он исключил стены вокруг картин – зрители, по его мнению, должны более тесно контактировать с произведениями, чтобы иметь больше ощущений от них. Затем он расстался с абстрактными картинами и увлекся созданием дисков из алюминия и пластика и акриловых колонн, уже тогда затеяв игру со светом и тенью, так что зачастую было невозможно понять, где начало объекта и где его окончание.

Но даже в тот период художник исследовал не сам объект, а его представление и размещение. Работа в студии перестала интересовать мастера – он увлекся пространством, привязывая к нему свои произведения, стирая границу восприятия между ними и их окружением. Все его внимание было сосредоточено на восприятии света, объема и масштаба.

Роберт Ирви

Роберт Ирвин, как настоящий творец, находится в постоянном поиске новых идей

Свет и пространство

«Свет и Пространство» (Light and Space) – направление современного искусства, которое сосредоточило свое внимание на свете, объеме и масштабе. Представляют это направление инсталляции, восприятие которых зависит от окружающих изменяющихся условий.

История направления началась с выставки «Прозрачность, отражение, свет, пространство: четыре художника», состоявшейся в 1971 году. Одним из четырех и был Роберт Ирвин.

Главным действующим лицом в его работах стал естественный свет – с его помощью он воздействовал на зрителя, создавая эмоции и переживания. Важным для художника было не передать то, что он чувствует сам, а разбудить эти чувства у зрителя. Помимо света, с этой целью использовались стекло, флуоресцентные лампы, акрил, смолы и даже вуаль.

Все эти средства художник использовал далеко не в одной архитектуре. Он расширял границы пространства, проектировал сады, увлекался ландшафтной архитектурой, создавал даже «музейные переживания» по просьбе директора музея «Диа:Бикон».

Роберт Ирвин
Роберт Ирвин

Мастер прошел долгий путь от художника до создателя инсталляций: через тернии к звездам – от простого к сложному

Свет искусства

Работы Роберта Ирвина украшали самые разные музеи мира: Музей современного искусства, Художественный центр Уокера, Художественный музей Аллена Мемориэла. Он занимался улучшением международного аэропорта в Майами. Инсталляция художника украсила одну из комнат музея современного искусства Сан-Диего: помещение выходило на Тихий океан и Ирвин творчески обыграл эту особенность.

Множество работ художника известны по всему миру: «Вуаль – черный прямоугольник – естественный свет»; «Весь этот джаз»; «Оранжевая черная картина с синим краем и бордовый цвет»; «Кто боится красного, желтого и синего»; «Пикадилли».

Большинство его инсталляций не имеют названия. Но хорошо известны ценителям творчества мастера.

Работа Роберта Ирвина

Работы Роберта Ирвина выставлены во многих музеях мира

Художник вне времени

Белая прозрачная вуаль, алюминиевый профиль, покрашенный в черный цвет, белые стены, окно в форме трапеции, выходящее на Мэдисон-авеню – с помощью этих предметов художник в 1977 году создал инсталляцию «Вуаль – черный прямоугольник – естественный свет», которая еще раз была представлена в Нью-Йорке в 2013 году. И точно так же восхищала зрителей, как и 35 лет назад.

Работа Роберта Ирвина

Роберт Ирвин: инсталляция «Вуаль – черный прямоугольник – естественный свет»

Как говорил сам мастер, когда-то эти предметы были случайными, но, собранные в одном месте и расположенные определенным образом, они воздействуют на человека, пробуждая его чувства. Восприятие меняется в зависимости от интенсивности света в разное время суток, от места, в котором в данный момент находится зритель. Вуаль кажется то прозрачной, то матово-белой. Помещение представляется то единым, то разделенным на несколько других меньшего размера.

Художник использовал минимальные средства, но продумал при этом каждую деталь. Зрителю остается на собственном опыте осмыслить увиденное, оставаясь как бы наедине с выдающимся произведением.

«Мое искусство никогда не было связано с идеями… Мой интерес к искусству никогда не был связан с абстракцией; он всегда был связан с опытом… Мои произведения никогда не предназначались для интеллектуального рассмотрения как идеи, а для того, чтобы их воспринимали на опыте».

Создайте и вы свою лучшую инсталляцию в своем интерьере. Почувствуйте игру света с пространством, а мы вам подскажем, как это сделать.