Добавить в избранное +7 (495) 648-96-96
Обратный звонок

Эдисон Прайс - великий новатор и светодизайнер

22.01.2016

Эдисон Прайс - великий новатор и светодизайнер Эдисон Авери Прайс был одним из великих сынов Нью-Йорка, удивительный изобретатель, который понимал какое место занимает свет в архитектуре и мог это доказать своими новаторскими решениями. Его работа - Художестныенный музей Кимбелл – это настоящий вызов современному поколению светодизайнеров.

Музей Кимбелл в Фотр-Уорте в Техасе является одним из величайших строений всех времен. Архитектором музея был Луис Кан, эстонский эмигрант, которого можно сравнить с Ле Корбьзье как с поэтической точки зрения, так и в изобретательности.
Самым прекрасным в художественном музее Кимбелл является галерея, где смешиваются дневной и искусственный свет (функциональное и практическое смешение). Создание этого решения было бы не возможно без гениального Эдисона Авери Прайса. Прайс создавал с помощью света формы, которые придавали архитектурному ансамблю особую выразительность в темное время суток. Проектирование освещения в музее Кимбелл стало ключевым элементом в архитектуре: каждую из комнат венчает прорезь в своде, обращенная к небу, и элемент зеркальной формы для отражения естественного света; пространство наполняется светом искрящегося серебра, не касаясь произведений искусства, в тоже время он дает посетителям возможность ощущать время по интенсивности солнечного света». Также Прайс был основателем современного консалтинга в области освещения, в котором даже сейчас всего лишь несколько настоящих «звезд».
 
Светодизайн – это не простая наука. Большинство из нас работали в современных, похожих друг на друга, зданиях с люминесцентным равномерным освещением и потому знаем, каким коварным может быть это современное освещение – утомляющим, раздражающим, некрасивым. Немногие в наш век изобретений и электричества способны достичь баланса между яркостью и комфортом, светом и радостью.
Прайс знал, что лучшим вариантом для освещения современного общественного пространства является такое расположение источников света, когда они скрыты от наблюдателя и практически не заметны. Примером такого решения освещения являются сводчатые галереи  Кимбелл (1966-72). Над этим проектом он работал вместе с величайшим светодизайнером Ричардом Келли. Если осветительные приборы должны быть видны, то тогда они должны быть незаметными и не привлекать к себе внимание, т.е. скорее быть союзником, нежели врагом человеческому глазу.

Партнером Прайса в проекте создания музея был математик Айзек Гудбэр, который вычислил точные координаты интенсивности и траектории света. Чтобы осветить Художественный музей Кимбелл, Гудбэр вычислил нужную кривизну отражателя, с помощью компьютера. Это был случай “первого использования компьютерных технологий для планирования  (расчета) освещения в архитектуре”. Эти вычисления позволили Эдисону усовершенствовать свой принцип подхода - применение незаметных светильников небольшой мощности.
Всю свою жизнь он работал над более и более совершенными светильниками для архитектуры: лаконичными, незаметными и не слепящими, в том числе и для трековых систем. Теперь эта концепция повсеместно используется для освещения интерьеров и пространств.

Из истории: Прасй родился в Манхеттене. Его отец организовал Display State Lighting, компанию, специализирующуюся на театральном освещении. Умер он, когда Эдисону было 8 лет. Не имея достаточно средств, чтобы оплатить должное образование, Прайс закончил среднюю школу, и в возрасте 17 лет стал помогать матери поддерживать семейный бизнес и учился самостоятельно.
Его момент настал, когда появилась новая концепция архитектуры и дизайна в области офисных пространств; вдохновленный Людвигом Мис ван дер Роэ, он начал общаться с разработчиками и корпорациями, которые формировали горизонты Манхеттена и Чикаго.
Прайс продал свою долю в семейной компании и создал новую. Одним из его первых заданий было спроектировать небольшие светильники для освещения лобби Seagram Building (Мис ван дер Роэ и Филип Джонсон) на Парк-Авеню в Нью-Йорке. Свет должен был быть теплым и незаметным. Светильники в известном ресторане Four Seasons (Филип Джонсон) также разработаны Прайсом.
Он работал над собственным дизайном в Верхнем Ист-Сайде до 1989, когда потерял контроль над компанией Edison Price Lighting. Затем он переместился в Бруклин.
Переезд семьи был одним из способов расширения производства светильников Прайса, в то время как Эдисону больше нравилось изобретать, а не проектировать.

За эти 40 лет ему удалось поработать с такими прекрасными американскими архитекторами как Марсель Брюер, Филип Джонсон, I M Pei (Бэй Юймин), изобретательным Ричардом Бакминстером Фуллером и великим Луисом Каном.
Price умер в 1997 году, в ночь открытия новой галереи фотографий в музее искусств Metropolitan Museum of Art, залитый светом своих последних миниатюрных прожекторов.
Несмотря на то, что Эдисон Прайс имел большой успех в работе, нужно отметить, что его принцип использования искусственного света прошел долгий путь прежде чем обрел популярность и широкое использование в проектах архитекторов и строителей.
В нашем веке те, кто, проектируют здания, словно пытаются лишить человека комфорта и наслаждения тенями, настаивая на том, что общее равномерное освещение – которое так не любят люди – правильно с точки зрения науки, рациональности и эффективности. Но это не так. Почти пол века назад, архитекторы и светодизайнеры отметили эффективность и красоту работ Прайса в Форт-Уорте.

проект Эдисона Прайса

price2.jpg

price4.jpg

price6.jpg


статья: Jonathan Glancey



Назад к списку новостей
Вверх